В апрельском номере журнала ТРЕНЕР вышла статья об основателе детского спортивного клуба Михаиле Шестернине.
Михаил поговорил о своём спортивном прошлом, о том, как создавался ПОЛЕКОРТ, о детях, футболе и теннисе в России.
Публикуем полный текст статьи с ссылкой на источник https://ya-trener.ru/mikhail_shesternin/
Михаил Шестернин
Основатель и автор методики детского спортивного клуба ПОЛЕКОРТ
Тренер по футболу (лицензия С УЕФА)
Бизнес-тренер
Воспитанник ДЮСШ Локомотив
"Для детского тренера самое основное - это любовь к детям!"
Михаил, вы всегда были инициативным человеком. Что вас подталкивало к организации той или иной спортивной деятельности, начиная со студенческих времен?
В первую очередь это любовь к спорту и желание сделать завтра лучше, чем вчера. Я в 17 лет уже был КМС по плаванию, а когда поступил в престижный московский вуз, там не обнаружилось студенческой команды по плаванию. И это стало для меня первым вызовом в области спортивной организации. Спустя год я плавал за команду вуза.
Без каких знаний в области бизнеса тренеру будет сложно открыть собственное дело? Где и чему нужно учиться наставнику, чтобы развивать и выводить на новый уровень свой спортивный клуб?
Две ключевые сферы: финансовая грамотность и построение бизнес-процессов. К моменту открытия «ПОЛЕКОРТа» в 2017 году у меня за плечами было высшее финансовое образование, MBA Открытого британского университета, тренерская лицензия и 10 лет работы с финансами и процессами в крупной западной компании. Если знаний и опыта недостаточно, то отличным помощником будет приобретение франшизы. Наш детский спортивный клуб с 2022 года как раз предоставляет возможность открыть свой клуб по франшизе.
Михаил, скажите, что именно вам не нравилось в том, как протекает учебный процесс по обучению малышей футболу у нас в стране?
В 2017 году стартовый этап развития юного футболиста, согласно регламенту РФС, начинался с 8 лет (сейчас с 7 лет), и при этом в 7–8 лет ребёнок должен проходить очень конкурентный отбор, чтобы попасть в ведущие академии страны. А где он мог получить необходимые умения и навыки? С дошкольниками занимались единицы школ, и те не учитывали психологические особенности детей от 2 – 3 лет, а именно потребность играть в игры. Не различали слова «заставить» от «вовлечь». Не понимали, что привитие любви к спорту и футболу идёт через доброе улыбчивое отношение тренера и родителя, а не через крик и упрек. Это и легло в основу методики «ПОЛЕКОРТа»: только через призму детской психологии и долгосрочное вовлечение ребёнка можно строить тренировочный процесс.
На каких основных принципах базируется методика Tennis 10s и какие из них могут найти отражение в учебно-тренировочной программе по футболу для детей дошкольного возраста?
Теннисная международная программа Tennis 10s базируется на игровом подходе в тренировках с детьми до 10 лет, а также на кортах меньшего размера и адаптированном инвентаре: ракетки меньшего размера, более медленные мячи. Эти принципы отлично накладываются и на подготовку футболистов в дошкольном периоде: игровой подход как фундаментальная основа, поля, ворота и мячи меньшего размера, учитывая антропометрические показатели детей в сравнении с взрослыми. Дети в дошкольном возрасте играют на полях размером до 15х7 метров, используют 3-й размер мяча и формат игры от 1х1 до 3+1х3+1.
Все ли сложности, касающиеся детского спорта, вам и вашей команде единомышленников удалось со временем преодолеть?
Основная сложность была в донесении до родителей необходимости развития ребёнка в спорте, начиная с двух-трёх лет. Мы часто слышали фразу, что «нам пока рано», «подрастёт, пойдем в футбол/теннис». Но время показало, что дети, которые приходят в спортивные секции в 7 ‒ 8 лет уже очень сильно отстают от своих сверстников, которые начали заниматься раньше. Причем не только технически, что ещё можно компенсировать, но и в плане развития ловкости и двигательных навыков. А вот эти компоненты развития догнать уже очень сложно.
Сегодня коммуникация с родителями проходит намного легче и необходимость занятия спортом в дошкольном возрасте становится аксиомой.
Какое участие, на ваш взгляд, должны принимать родители в спортивной жизни своего ребенка?
Роль родителя в спортивной жизни ребёнка ключевая! Только идеально работающий треугольник: тренер/школа — ребёнок — родитель может принести результат. Родитель направляет и масштабирует то направление, которое закладывает тренер. И тут очень важно, чтобы тренер не прятался в инвентарной и тренерской, а постоянно находился в контакте с родителями.
Если ребенок не получает удовольствие от занятий конкретным видом спорта, как поступить родителям в этой ситуации: оставить всё как есть и надеяться, что со временем малыш полюбит этот спорт или не тратить время и отдать его в другую секцию?
Очень редко дети не любят именно какой-то вид спорта, скорее всего дело в ряде сопутствующих факторов: тренер, место, среда, отношение к ребёнку. Родителю обязательно нужно найти клуб, где будут учтены психологические особенности детей в данной возрастной группе, где ребёнок будет получать удовольствие от развития. Нам не удастся долго заставлять ребёнка заниматься, и, к сожалению, если занятия будут из-под палки, то, скорее всего, после 10 лет ребёнок бросит спорт. Родителю важно прикладывать дополнительные усилия, чтобы вовлекать ребёнка в спорт: показывать его — посещать стадионы, смотреть по ТВ матчи целиком или обзоры лучших моментов, интервью со спортсменами и выходить играть с ним в футбол или теннис. От осинки не родятся апельсинки, и если папа сидит на диване, то не ждите ничего другого от сына.
Можете более подробно рассказать про методику тренировки на кварцевом песке? Какие навыки благодаря такому подходу могут развить теннисисты?
Зал с кварцевым песком был нашей мечтой, которую нам удалось реализовать в 2020 году с открытием клуба в Фили-Град. Кварцевый песок — это идеальное покрытие для укрепления голеностопа, развития свода стопы и физического качества — быстроты, формирования правильных двигательных навыков.
В теннисе за счёт тренировок на кварцевом песке мы улучшаем двигательную работу. Выступая естественным утяжелителем при подходе и выходе из удара, песок способствует тому, что, переходя на твердые поверхности, ребенок летает по корту, в хорошем смысле слова.
Для сравнения можно привести пример с бегом с утяжелителями и тем, как чувствуешь себя, когда их снимаешь.
От коллег часто слышим вопрос, а как же отскок в теннисе на кварцевом песке? Здесь нам помогают мобильные деревянные платформы, на которые тренер и накидывает спортсмену мяч.
В 2022 году была создана Академия тренеров «ПОЛЕКОРТ». Что для вас самое главное в подходе детских наставников к своей работе?
Для детского тренера самое основное — это любовь к детям! Желание работать и развивать детей той возрастной группы, которую доверили родитель и клуб. Есть отличные детские тренеры, например, для этапа спортивного совершенствования, но они не готовы работать с дошкольниками. В первую очередь психологически, так как это не приносит им комфорта и гармонии от тренерской деятельности. И если тренер любит детей и имеет с ними контакт, то остальному мы сможем его научить.
Какие особенности построения тренировочного процесса в футболе и теннисе для детей младше 10 лет вы считаете наиболее существенными?
Акцент в тренировочной деятельности в данном возрасте должен быть сделан на развитие ловкости и координационных способностей, а также формирование правильных двигательных навыков, характерных для футбола и тенниса.
Доминирующая форма обучения — групповая. По сравнению с индивидуальной, работа в группе значительно повышает мотивацию ребёнка и помогает развивать социальные качества. Это касается не только футбола, что более очевидно, но и индивидуального вида спорта — тенниса. До 7 лет групповая форма тренировок доминирует, с 7 до 10 лет групповые тренировки в недельном цикле комбинируют с индивидуальными.
Чему можно научить детей двух-трёх лет?
Цели тренировок детей двух-трёх лет – это развитие ловкости, формирование двигательной базы (пока не умение и навык, а именно база), адаптация к тренировочной деятельности и самостоятельная тренировка без присутствия/участия родителя.
Возраст, который ни в коем случае нельзя недооценивать, так как мы закладываем фундамент.
Проводите ли вы в клубе, помимо тренировок, какие-либо спортивные мероприятия?
У нас очень большое количество активностей, которые направлены на развитие детей. Polekort camp — спортивные выездные лагеря, которые проводим, как летом, так и на зимних каникулах. Polekort city camp — городской летний лагерь в Москве. Шесть часов спортивных активностей ежедневно в течение месяца.
Проводим еженедельные турниры выходного дня по футболу и теннису. Турнир в возрасте до 10 лет — это не мерило того, кто лучше, а часть тренировочного процесса. Обязательно организуем турниры родителей по футболу, теннису, пляжному теннису. А ещё спортивные фестивали, более масштабные турниры с праздничным акцентом.
Будете ли вы заниматься физическим воспитанием своих детей?
Уже! Я многодетный отец, сыну сейчас восемь лет, дочкам шесть и три. Именно собственные дети и подтолкнули в 2016 году к открытию «ПОЛЕКОРТа». Нам с супругой хотелось дать им условия, которых не было тогда в России.
Все трое активно занимаются футболом и теннисом, плавают. Дочки также танцуют, а сын ходит на акробатику. До этапа спортивного совершенствования 12–13 лет, важно не углубляться только в один вид спорта, а помогать детям развивать двигательную и координационную базу в видах спорта, которые могут дополнить друг друга. Плюс дети ходят и в музыкальную школу, ведь большой спортсмен — это умный человек.
Михаил, какими советами, исходя из собственного опыта, вы могли бы поделиться с детскими тренерами?
Любить детей, ценить и уважать свою профессию тренера-педагога. Помнить, что не все наши воспитанники станут профессиональными спортсменами, но мы должны приложить максимум усилий, чтобы все они стали хорошими людьми.
Журнал "Тренер" - является специализированным изданием для профессионалов спортивной и образовательной индустрии. Основная задача журнала - пропаганда здорового образа жизни на основе достижений профессиональных спортсменов и тренеров.
Журнал "Тренер" готовится при поддержке Комитета общественных связей и молодежной политики города Москвы.