×

Главная / Статьи

«О возрастных особенностях»

24.05.2017

«О возрастных особенностях»

Любое направление раннего развития должно способствовать, прежде всего, естественному развитию всех систем детского организма, не претить основным физиологическим законам и возрастным особенностям (ведущая деятельность, время удержания внимания, возрастной уровень развития мышления  и восприятия, физические возможности и пр.).

Особенности развивающей работы с детьми в возрасте 2-3 лет.

Деятельность ребенка в возрасте 2-3 лет по большей части построена на механизме наблюдения. Малыши смотрят на взрослого и через подражание повторяют за ним.

Активно начинает развиваться память (причем – накопление, узнавание), это время активного восприятия, а все действия приобретает большую значимость, так как ребенок «запоминает» свой приобретенный опыт. Наиболее важными и влияющими на ребенка становятся действия, окрашенные эмоционально.

Мышление в этом возрасте – наглядно-действенное, в совместной деятельности со взрослым ребенок усваивает способы действия с разными предметами. Другими словами, мышление развивается именно благодаря практической деятельности и из нее.  Ведущая деятельность (та, на основании которой стоит акцентировать и развитие) – предметно-манипулятивная.

В эмоциональном развитии у ребенка появляется «первичная самооценка», осознание своего «я» и того, «какой я». В этом направлении развитие через коммуникацию также очень полезно и значимо.

В этом возрасте ключевой деятельностью у ребенка является игра.

Рекомендации по организации развития через ранние спортивные секции:

1. Предоставление возможности пробных занятий, с присутствием родителей.

2. Построение развивающих спортивных занятий на тесном взаимодействии со взрослым, на деятельности, базирующейся на подражание (например, обучение первичным навыкам взаимодействия с мячиком).

3. Опора на игровую форму занятия (даже тренер-взрослый может быть, к примеру, каким-либо сказочным героем). Интерес и увлекаемость – ключевые моменты развития в этом возрасте.

4. В качестве дополнительных развивающих элементов занятий благоприятно использовать элементы детского фитнеса: зверо-аэробика (имитация движений животных и звуков), лого-аэробика (физические упражнения со звуками, четверостишиями, поговорками), упражнения на фитболе.

5. Чередование деятельности очень важно. Рекомендованная длительность занятия: 40 минут, из них, к примеру, 10 минут – разминка (например, зверо или лого-аэробика), знакомство «героев», 12 минут – один вид тренировочного основного занятия, 12 минут  - другой вид основной тренировочной деятельности, 6 минут – игровое завершение.

Особенности развивающей работы с детьми в дошкольном возрасте (3-7 лет).

В этом возрасте у ребенка игра по-прежнему остается ведущей деятельностью. Но на смену предметно-манипулятивным способам приходят сюжетно-ролевые. Во взаимодействии со взрослым помимо наблюдения и простого подражания появляется потребность в освоении ролей, в выборе и следовании определенным правилам. В игре появляется сюжет, а значит и включенность в деятельность выше. И в свою очередь это позволяет сделать развивающие занятия еще более увлекательными. Можно формировать каждое занятие как небольшое приключение, распределяя роли между участниками.

В этот период значимыми становятся «игровые условия», а это означает, что развитие через спортивную игру с правилами будет очень успешным и интересным для ребенка.

Развивается мотивационно-потребностная сфера, ребенок начинает выделять и осознавать свои цели и устремления. Это также значимый фактор в направлении развития через спорт, адаптированный для детей. Появляются мотивы, связанные с достижением успеха, соперничества, мотивы социальных норм, что являет собой очень важный фактор развития (больше для мальчиков).

Большую значимость приобретает развитие речи через взаимодействие. Мышление переходит, развиваясь, от наглядно-действенного к наглядно-образному, а позже к словесному мышлению. Ребенок учится принимать решения. И самый лучший способ, который особенно актуален в спортивных направлениях, - организовать действия ребенка так, чтобы он сделал выводы на основе собственного опыта. В любых спортивных направлениях постоянно приходится быть в процессе принятия определенных решений, осознавать стратегию.

В среднем дошкольном возрасте (4-5 лет) начинается формирование произвольной памяти. Особенно хорошо в этот период память развивается в игре, в следовании правилам. Даже самый трудный к запоминанию материал ребенок может воспроизвести, играя, следуя роли и правилам.

Рекомендации по организации развития через ранние спортивные секции в дошкольном возрасте (3-7 лет):

1. По-прежнему актуальны: возможность пробных занятий и добавление в тренировку элементы детского развивающего фитнеса, но с овладением более сложных «ролей».

2. В занятия правильно и полезно включать элементы освоения какой-либо развивающей информации: цвета (инструментарий/ворота/форма определенных цветов), формы (например, в футболе - это круглый мяч, прямоугольные ворота и пр.), освоение новых слов (в т.ч. и иностранных!).

3. Организация занятия в игровой форме с распределением ролей, выделением ясных правил (можно это тоже сделать в игровой форме, например, в форме небольших стихотворений).

4. Рекомендованная длительность занятия: 45-60 минут, из них, к примеру, 10 минут – разминка (например, зверо или лого-аэробика), знакомство «героев», 30 минут – один вид тренировочного основного занятия (требующий наибольшей концентрации), 15 минут  - другой вид основной тренировочной деятельности (например, повторение пройденного), 5 минут – игровое завершение.

В завершение сказанного можно заключить следующее:

- В возрасте от 2 до 7 лет ребенок очень восприимчив к любым, адекватно организованным, развивающим направлениям.

- Правильно выстроенный процесс спортивных тренировок – успешный и увлекательный вариант всестороннего развития ребенка.

- Самое важное в развитии – выявление индивидуальных особенностей ребенка и их поддержание в развитии.


Я желаю Вам на этом пути только добрых открытий и большого удовольствия!

Ольга Куйбан,
психотерапевт,
педагог-психолог с доп.специализацией в нейрокоррекции