С каким характером берут в футболисты
Родители часто задаются вопросом как понять, стоит ли отдавать ребёнка в спорт, в частности, в футбол; достигнет ли он с «таким» характером вершин и станет ли великим футболистом. В первую очередь нужно подчеркнуть, что характер не выявляется, а формируется средой, в которую погружен ребёнок и в которой он проводит наибольшее количество времени. В дошкольное время воздействующая среда - это близкие родственники: родители, бабушки, няни. С 9 лет и 12 лет на формирование характера начинает воздействовать социальная среда – сверстники, друзья, педагоги в школе, тренеры в секции. Футбольные тренеры.
Характер – это часть нашей личности, которая содержит унаследованные черты – темперамент – и социальный опыт. Характер не так стабилен, как темперамент, он не заложен в наших генах и не ярко выражен в детстве. Характер формируется в течение жизни. Вполне возможно говорить, что ребёнок к 4 годам сформировал определенную линию поведения, исходя из реакции близких на проявления его темперамента, из опыта ростовых кризисов, опыта окружающей среды. И формирование характера продолжится.
С любой генетической группой темперамента: сильный или слабый, уравновешенный с подвижными процессами возбуждения и торможения или наоборот, инертный, более спокойный, медленно разогревающийся, - с любой комбинацией типов высшей нервной системы ребёнок может добиться успехов и стать профессиональным футболистом. С любым темпераментом, но не с любым характером.
Главные черты в характере футболиста
Первая черта. Трудолюбие. Ребенок на тренировках и турнирах готов выполнять требуемый объем работы и более того, способен выполнять дополнительные или домашние задания, следовать рекомендациям тренера, работать над ошибками. Стараться, быть вовлеченным.
Вторая черта. Соревновательность. Стремление быть первым, проявить себя в соревновании с кем-либо. Эту черту можно также соотнести с уверенностью в себе, с акцентом на соперничество. Маленький футболист, преодолевая естественное сопротивление соперника, стремится к победе: входит в стыки, без малейшего колебания вступает в отбор, делает максимально возможное количество передач, без угрызений совести побеждает. Важно, что способность соревноваться не угасает со временем или покоренными вершинами, а имеет возможность подогреваться новыми вызовами.
Третья черта. Готовность преодолевать себя. Идти к цели трудно, путь долгий, соблазнов много. Возможность справляться с рутиной работой во время тренировок, делать то, что не нравится или не получается. Готовность сталкиваться с собственными неудачами, выходить из зоны комфорта и продолжать работать.
В зависимости от типа темперамента нужно подбирать для ребёнка свой индивидуальный темп развития. Ориентируясь на внешние проявления в поведении малыша, можно сделать вывод о том, какой стиль обращения будет ему во благо.
Например, ребёнок часто расстраивается по мелочам, достаточно закрыт в себе и трудно сходится с другими детьми. В нашем клубе одна мама категорически отказывалась принимать в подарок воздушные шарики: «они постоянно улетают в небо, а для сына это невыносимое горе»! Ещё был случай, когда на турнире теннисистка, проигрывая, выглядела довольно равнодушной к собственной неудаче, но дома, рассказывала её мама, устраивала родителям настоящие пытки: «у неё теряется аппетит, ничего не хочет, жалуется, что она никчемная. А если начинаешь её убеждать в обратном, она словно питается этим с новой силой берётся за своё». Так могло продолжаться день или два!
В приведенных примерах явно преобладает меланхоличный тип темперамента. Такого ребёнка нагружать психологически стоит постепенно, но постоянно и последовательно. Первый случай неудачи можно разобрать подробно: больше времени посвятить, объясняя, что так бывает, у кого так бывает, что потом происходит, как можно действовать. В итоге предложить ребёнку самостоятельно порассуждать над этим опытом. Процессы как возбуждения, так и торможения проходят медленно, и первый опыт будет долгим в познании.
Ограждать от соревновательной деятельности – утопичный путь, так Вы учите уходить от проблем, а не решать их. Для развития спортивного характера обязательно нужно участвовать в турнирах, однако перед ребёнком ставьте посильные и постепенные задачи. Например, задача – расплакаться от поражений только один раз за турнир - самый оптимальный вариант для первых соревнований детей по футболу. Если ребёнок выполнил эту задача – везите его праздновать и награждать. Поверьте, для этого типа темперамента это и есть первое место на пьедестале.
Ловушки родителей против футболиста
На характер влияет среда, в первую очередь в возрасте до 8-10 лет, влияют родители, когда они обладают непрекословным авторитетом. Ниже мы перечислим три ловушки воспитания, которые мешают родителям сформировать необходимый характер футболиста.
Первая ловушка. Ограничение самостоятельности ребёнка. Самостоятельность – это предоставление большей свободы действия и меньших ограничений. Любое ограничение, вмешательство, одергивание – дополнительный психологический барьер, который негативно влияет как на развитие личности, так и на физическое развитие ребёнка.
Например, человеческий детёныш ест за столом, а взрослый комментирует: «сядь ровно, закрывай рот, скинь ноги»! Если слова произносятся в приказном и раздраженном тоне, это зажимает ребёнка, вводит его в состояние психологической беспомощности. Родительские упреки имеют благие намерения – научить этике поведения за столом, однако не стоит пренебрегать подачей сообщения.
Говорите о ситуации от третьего лица или просто описывайте. Например, «воспитанные люди за столом сидят ровно» или «великие футболисты умеют владеть не только мячом, но и ножом и с вилкой»!
Скажите, пародируя голос известного актера или в стиле пирата: «Ха-ха, тысяча чертей, опять эта грязь на столе! Когда я избавлюсь от проклятья старого Джими?! Где боцман? Доложить обстановку»! Иными словами, в этих примерах родитель указывает на правильные моменты поведения, мотивирует, не навешивая ненужных ярлыков и комплексов.
Чаще всего ограничения физической активности у нас связаны с предсказанием исхода: «не залезай высоко, ты же упадёшь и сломаешь себе ногу»! Всё это ведет к ментальной ловушке, основной слоган которой «не двигайся, у тебя всё равно не получится». Ребёнок создает огромный барьер в своей голове, который ограничивает развитие координации движений и расширение его двигательной базы, что в итоге отрицательно влияет на его результаты в спорте и в футболе.
Дети, окруженные взрослыми ограничениями и одергиваниями на детской площадке, на улице, кроме физических потерь, теряют мыслительный диапазон: не получая проблем, не имеют возможности их решать, не учатся принимать быстрых решений в момент ограниченного количества времени.
Вторая ловушка. Лишь ребёнку было весело! Или когда обучение становится развлечением. Родители быстро привыкают к образу жизни, когда малыша в возрасте от 2 и до 12 лет нужно развлекать. В глазах мамы критерий пригодности развивающего учреждения – чтобы ребёнку было весело, чтобы нравилось там играть. С одной стороны, игровой подход важен в этом возрасте, но с другой - рутину и трудности никто не отменит. Их нужно преодолевать, это и есть вызов.
Постоянные развлечения мешают спортивной составляющей, приводят к апатии. Апатия – это когда всё интересно и не интересно ничего. Апатия возникает тогда, когда ребёнок не может преодолевать появляющиеся у него сложности. Сложности в жизни, сложности в спорте, сложности в преодолении себя. Сложности в тренировочной деятельности, иногда рутиной, так и в игровых быстро меняющихся ситуаций.
Ментальная ловушка родителей, не ребёнка – подача всех занятий идет не через развитие, а через развлечение. Философия спортивных школ – подача материала для развития ребенка.
Третья ловушка. Учить, не переучить! Домашняя ловушка, с которой родители живут, и куда дети активно погружены. Ребёнок обучается в детском саду, его учат хорошим манерам, учат одеваться, ухаживать за собой, потом он обучается в школе. Преподаватель обучает его счёту, чтению, письму. Ученик воспринимает это как норму, и это для него – хорошо. В возрасте 4 лет или 8 лет, юный спортсмен приходит в футбольную школу, и его там обучает тренер. Ему нужно 1 час быть сконцентрированным на тех задачах, которые стоят в тренировочном процессе. И это тоже хорошо. Взрослый мир всегда пытается учить ребёнка, тем самым понижая значимость его действий и роли в среде.
У ребёнка должна быть среда, где его не учат, где он может демонстрировать свои навыки и знания, где, наконец-то он получит признание. И в этом большую роль должны играть родители. У ребёнка мало времени и в возрасте 4-8 лет нет ещё достаточной адаптации к обществу, чтобы делиться своими достижениями со сверстниками. В возрасте 4-8 лет своими успехами ребёнок больше всего хочет поделиться с родителями.
Частая ошибка родителя. После работы папа приходит и пытается ещё раз обучить сына тем приёмам, которые были у него на тренировке: «Пойдем на площадку, я научу тебя как нужно отдавать пас»! А сын не хочет, потому что его каждый день, каждый час кто-то где-то чему-то учит.
Нет ничего плохого в том, чтобы проводить вместе с ребенком больше времени. И наоборот, это нужно делать по возможности как можно больше. Однако важно следить за подачей информации. Лучше сказать так: «дорогой, ты же вчера был на тренировке, пойдем во двор, покажешь мне пару финтов, научишь меня»!
Задача – выйти с сыном поиграть в дворовый футбол при мотивирующей подаче сообщения через повышения значимости ребёнка – выполняется легче и продуктивнее. В результате сын играет с сильным противником, получает больше движений, игрового опыта, демонстрирует больше технических элементов. Таким образом, у ребенка формируется мнение, что его знания и умения важны для родителя, а это повышает значимость его собственных действий, и футболист на следующую тренировку идёт охотнее с большей мотивацией, чтобы научиться новому.
Итак, в этой статье мы перечислили основные черты футбольного характера: трудолюбие, соревновательность, готовность преодолевать себя. Любой ребёнок с любым типом темперамента может взрастить необходимые свойства личности, однако ему на начальном этапе нужна помощь взрослого. Уважительная поддержка и направленные действия в соответствии с присущими генетическими признаками деятельности высшей нервной системы дошкольника. Кроме того, не стоит забывать о ловушках, которые могут увести педагогов от цели и всё хорошее превратить "хотели как лучше, а получилось, как всегда".
В следующих статьях поговорим о важном принципе воспитания - принципе трех "пи": постепенно, постоянно, последовательно. Что это значит и как это воздействует на воспитания успешного спортсмена. Читайте далее.