Статьи

Назад к статьям
17.10.2018

Развитие ребенка от двух лет. Почему это важно

Что говорит наука

Науке о ребенке немногим больше века. Первые публикации по педиатрии относятся к середине XIX столетия. Можно сказать, что исследования о новорожденных – нуждается ли он в первую очередь в питании или любви – дело совсем новое. Об этом стали говорить лишь несколько десятилетий назад. Сейчас мы наблюдаем, что в вопросе воспитания детей сталкиваются разные течения и мысли, разные тенденции. Детство как объект исследования превратилось в яблоко раздора для современных ученых: социопсихологи говорят о важности среды, окружения, нейробиологи - о доминанте биохимических и генетических факторов.

Однако в их споре есть точки соприкосновения. Это возраст ребенка, когда закладываются основы характера. Иными словами, правильно ли говорить «он еще малыш и ничего не понимает» или же с грудным младенцем уже стоит разговаривать на равных?! Если обращать внимание на научные исследования, то еще совсем недавно врачи говорили, что всё происходит до шести лет, затем решающими годами в формировании личности были провозглашены первые три года. В современных реалиях главенствует мнение, что всё совершается в перинатальном периоде: внутриутробное развитие плода, начиная с 28-недели, период родов и первые 7 суток жизни ребенка.
 

Франсуаза Дольто (выдающийся французский врач, педиатр, одна из ключевых фигур детского психоанализа) уже в свое время отмечала, что новорожденные прекрасно понимают обращенную к ним речь взрослого, могут расшифровать интонацию и ее положительную или негативную окраску. И по тому, какая идет коммуникация родителя, меняется настроение и самочувствие малыша. Отсюда напрашивается вывод, что потенциал ребенка скорее всего выше, чем принято думать. Можно предвидеть, что в будущем у детей обнаружатся еще более значительные способности, другие важные сензитивные периоды развития, чем те, которые ему предписывают теперь. Однако уже сейчас становится очевидным, что маленький человечек уже в момент рождения заслуживает наше особое внимание и заботу.

Сензитивные периоды развития

С недавних пор стало возможным выделять особые периоды восприимчивости ребенка к развитию как в личностном, так и физическом и духовном плане. О сензитивных периодах говорила и Мария Монтессори, итальянский врач, педагог и философ: «периоды, когда ребенок осваивает навыки и умения, можно сравнить с прожектором, освещающим ясно, как днем, внутреннее содержание какой-либо области. С этого момента ребенок усваивает новое легко, вдохновенно и живо. Однако если у ребенка нет возможности следовать своим внутренним директивам того или иного периода внутренней восприимчивости, то он упускает возможность овладеть каким-либо навыком естественным путем. И эта возможность уходит навсегда». (Примечание Мария Монтессори «Дети другие»).

Период от рождения до дошкольного детства – тот отрезок времени, когда развитие идет полным ходом. Это благоприятное время для развития речи, двигательных навыков и умений, сенсорного развития и развития социальных навыков. Возникает вопрос, если ребенком не заниматься, то сможет ли он самостоятельно пройти весь этот путь без подсказки? И да, и нет. Самостоятельная работа – хорошо, но она требует проверки и дальнейшей работы над ошибками. Занятия с детьми – это в первую очередь наблюдения за его интересами, выявление ресурсных моментов, талантов, особенностей характера. Обладая эти знаниями о своем малыше, родитель только тогда может создать условия для развития его индивидуальных сильных сторон. Если малыш ритмично двигается под музыку, то ее должно стать больше: смотрите видео-клипы с танцами, танцуйте вместе, пойте песни или попробуйте изучать второй язык.


Правильно выстроенная система раннего развития обязательно должна быть гибкой и индивидуальной, чтобы, занимаясь каким-то делом, ребенок мог иметь возможность реализовывать свои таланты без напряжения и надрыва, а с удовольствием, а «проблемные моменты» при необходимости корректировались мягко и гармонично. Позиция родителей должна быть ориентирована прежде всего не на достижения и успехи, а скорее на наличие максимальной радости для ребенка от самого процесса, на его новые открытия в увлекательной деятельности! Только тогда для ребенка процесс развития станет поистине ценным, а с точки зрения родителей – полезным и, действительно, развивающим.

Движение есть развитие

Потребность двигаться стоит на втором месте после потребности дышать. Движение – это и есть фундамент для всех человеческих способностей. Маленькие непоседы через физическую активность познают свое тело, знакомятся с миром, осваивают основные характеристики пространства. Мобильность и интеллект связаны самым непосредственным образом. Прекрасный способ использовать данный сензитивный период в правильном ключе – это приобщение детей уже с самого раннего возраста в интересной и доступной форме к основам спортивной подготовки. Воспитание характера, развитие интеллектуальных способностей на фоне развития физического потенциала наилучшим образом сочетают в себе спортивные игры, в частности, футбол и большой теннис.


Футбол и большой теннис объединены единой двигательной основой и представляют бесконечное количество возможностей развития: динамичность движений, гармоничное развитие мышц, освоение параметров пространства, развитие воли, настойчивости, целеустремленности. Сложность координационных движений обучает сосредоточенности и внимательности. Многообразие комбинаций приводит к развитию проницательности и живости ума. Играя в спортивные игры, ребенок перестраивает и свой характер, увеличивает потенциал осознанной активности.

В мяч ребенок уже вполне осознанно начинает играть после 1 года. Забивать голы, ловить, катать мячик – это отличное нейропсихологическое развивающее упражнение, которое тренирует и пространственный фактор и развивает фактор произвольной волевой регуляции. Просчитывание траектории движения – увлекательное и полезное действие для развития головного мозга. В большом теннисе ребенок еще более точечно учится взаимодействовать с мячом. Здесь тренируется зрительное восприятие, что в свою очередь очень благоприятно для последующих навыков усвоения учебного материала в школе. К примеру, образуется связь между занятиями теннисом в раннем возрасте и успешным овладением навыками беглого чтения в школьные годы!


Трудно переоценить роль позитивных навыков, заложенных в детстве. А это значит, что родители, занимаясь развитием своего ребенка, следуя за его талантами и интересами и подкрепляя их совершенствование, создают благоприятную среду, чтобы зернышки индивидуальных сильных сторон ребенка проросли сами, приобрели крепкую основу, спокойно и гармонично развивались в наилучшем для себя темпе и варианте.


Спасибо за заявку
Ожидайте нашего звонка.